МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Луганской народной республики

научно-методический центр развития образования

Отдел управления объектами образования

Электронные библиотеки:

перспективы и проблемы создания

реферат

Мусиенко Оксаны Владимировны,

слушателя курсов повышения квалификации школьных библиотекарей,

библиотекаря ГБОУ ЛНР «Новодарьевская

общеобразовательная школа»

Луганск

20 16

Введение

Глава 1. Электронные библиотеки

1.1.

1.2. Состав электронных библиотек

Заключение

Введение

В век максимального использования всех достижений научно-технического прогресса и стремительного развития электронно-цифровых технологий изменилось как направление деятельности библиотек, так и взгляд на библиотеку в современном мире. Все чаще в обществе звучат понятия: электронные информационные ресурсы, цифровые документы, электронные библиотеки. Все чаще для получения информации используются Интернет-ресурсы.

Одним из самых востребованных ресурсов Интернета стали электронные библиотеки. Их называют как виртуальными, так и электронными, цифровыми библиотеками. Особенность таких библиотек состоит в том, что определенная часть информационного фонда (или полностью весь фонд) после цифровой обработки становятся доступными через сети, CD или DVD. Они могут быть виртуальными, то есть существовать, так сказать, «без стен», либо опираться на ресурсы уже имеющихся традиционных библиотек. Название «электронные библиотеки» является наиболее часто употребляемым в наше время.

Электронная библиотека не конкурент традиционной библиотеки. Это новое явление в библиотечно-библиографическом и информационном обслуживании. Специалисты в большинстве случаев склоняются к мнению, что электронные библиотеки скорее можно рассматривать как форму реализации функций традиционной библиотеки в современных условиях, т.е. на принципиально новой технико-технологической основе, включающей: ЭВМ и другое аппаратное обеспечение, различное программное, математическое, лингвистическое обеспечение, средства телекоммуникации, сетевые вычислительные, информационные ресурсы и т.п.

Чем полезны такие библиотеки? Тем, что имеется возможность работы с каталогами, доступа к электронным материалам: оцифрованным печатным работам (книгам, журналам, иллюстрациям, картам, диаграммам, графикам и т.п.), фотографиям, кино и видеофильмам, картинам, трехмерным моделям, анимации, аудиофайлам и так далее. Причем каталоги и многие электронные материалы предлагаются в режиме свободного (бесплатного) доступа. Среди других преимуществ можно назвать такие, как: существенное повышение - качества библиотечного обслуживания, уменьшение потребности в библиотечных зданиях, круглосуточный режим работы, высокая оперативность обслуживания, в том числе путём электронной доставки документов, положительное влияние на развитие образовательной системы, позитивное изменение характера, содержания, условий труда библиотечных работников и многие другие. Разумеется, все эти свойства могут раскрыться лишь при наличии соответствующих технических предпосылок.

Со всей определенностью можно утверждать: электронная библиотека - принципиально новая, многообещающая, перспективная форма бытования библиотеки в информационном обществе, основное назначение которой заключается в совершенствовании библиотечного обслуживания. Сказанное свидетельствует об актуальности темы реферата, её значимости на уровне библиотечно-информационной деятельности. Целью работы является раскрытие перспектив и проблем создания электронных библиотек, как фактора совершенствования библиотечного обслуживания пользователей.

Задачи работы:

1. Проанализировать понятие « электронная библиотека ».

2. Исследовать сущностные аспекты современной электронной библиотеки.

3. Исследовать новые формы и методы использования электронных библиотек для эффективного библиотечного обслуживания пользователей.

4. Сформулировать практические рекомендации, направленные на решение проблем создания и широкого внедрения электронных библиотек.

В основу реферата легли труды М.И. Вершинина , Г.Б. Паршуковой , И.С. Пилко , Е.Ю. Качановой , В.С. Гусева , В.В. Брежневой , Я.Л. Шрайберга , С.Ю. Анохина , Ф. Тонеева , Т.В. Красновой , С. Моисеевой , В.К. Степанова В.К и других авторов.

Глава 1. Электронные библиотеки

    1. Возникновение и развитие электронных библиотек

Создание Электронной (Цифровой) библиотеки (она же – “библиотека
без границ” или “библиотека без стен”, “виртуальная библиотека”)
опирается на формирование электронного ресурса в масштабах одной организации или в масштабах отраслевой или даже национальной программы и предоставление широкого доступа к этим ресурсам, что требует наличия справочного аппарата и сетей передачи данных.

Исторически сложилось так, что мощные международные телекоммуникационные сети были созданы в Западном мире
несколько раньше. Первым проектом по созданию электронной библиотеки стал
(). С ростом числа пользователей компьютеров и интернета всё большее количество людей начинает пользоваться электронными книгами. В то же время число пользователей библиотек снижается. Так за период 1997-2002 годы в Университете Айдахо количество посетителей снизилось более чем на 20 %, а число пользователей электронных версий за период 1999-2002 годы увеличилось на 350 %. В связи с этим многие библиотеки начали создавать электронные версии хранящихся в их фондах книг.

    В был начат проект «Память Америки». В рамках проекта предоставляется свободный и бесплатный доступ к электронным материалам по истории США.

    В начинает собственный проект по оцифровке книг. В декабре 2004 года было объявлено о начале работы библиотечного проекта «Google Print», который в 2005 году был переименован в « ».

    В создана Российская Ассоциация электронных библиотек. Инициатором была , и другие организации.

    С открыта Электронная библиотека «Научное наследие России». Она работает по программе Президиума для обеспечения сохранности и предоставления публичного доступа к научным трудам известных российских и зарубежных ученых и исследователей, работавших на территории России.

    В начала функционировать общеевропейская цифровая библиотека .

    В состоялось официальное открытие .

    В 2009 году в Санкт-Петербурге была открыта , в задачи которой входит предоставления электронных материалов по истории России.

В ряде стран существуют национальные программы создания электронных библиотек. Это, например, 5-ти летний проект “Digital Library” по оцифровке исторических документов из фондов Библиотеки Конгресса США и предоставление доступа к ним практически всем американским школам. Последующее развитие эти идеи нашли в проекте общедоступной для каждого американца Национальной Цифровой Библиотеки для образования, как составной части, созданного Института Музеев и Библиотек. Проекты Калифорнийских Университетов в Беркли и Лос-Анджелесе, Санта-Барбаре – библиотека “Александрия” с гигантскими массивами геоинформации нацелены на удовлетворение нужд ученых и студентов. Как набор отдельных 30 проектов во главе с ведущими университетами организованы работы по 3-му этапу Electronic Libraries Program (eLIb, www.ukoln.ac.uk/sevices/elib) в Великобритании: это электронная доставка документов, использование электронных текстов в образовании, электронные издания, гибридная библиотека.

Английский подход во многом определяет и позицию Европейского Сообщества в этом вопросе, ибо Великобритания участвует более чем в 70 % исследований Сообщества в библиотечно-информационной области. В Германии данное направление охвачено проектом Global Info. С размахом поставлено дело в Японии, стоимость проекта Электронной Библиотеки 21 -го века составляет 500 млн. долларов.

Достаточно активно, хотя и разрозненно, ведется наработка машиночитаемых ресурсов в России; пока что по оценкам создано около 300 млн. документов в электронной форме. Это, например, гигантские библиографические базы данных, которые сейчас насчитывают около 30 млн. документов. С 80 годов осуществляется создание библиотечных электронных каталогов. В 90-х годах началась активнейшая деятельность по
созданию ресурсов правовой, финансовой, регистрационной,
образовательной информации; весьма внушительными массивами в ближайшем будущем станут налоговая и пенсионная национальные базы данных. С середины
90-х годов ведется энергичная оцифровка художественных коллекций

центральных и региональных музеев, музыкальных произведений. С

этого же времени началась деятельность университетов, учреждений,
организаций по открытию собственных страниц в Интернете.

Необходимые и достаточные условия для зарождения и последующего успешного развития электронных библиотек это:

Отчетливо выраженная общественная потребность в коренном улучшении библиотечно-библиографического и информационного обслуживания,

Массовое распространение систем и устройств,

Создание принципиально новых информационных технологий,

Возникновение и широкое распространение информационно-вычислительных сетей Интернет.

Вместе с тем деятельность в области электронных библиотек развивается: растет число электронных библиотек, повышается их уровень, расширяются функциональные возможности, ведутся некоторые исследования.

Вывод: Возникновение электронных библиотек обусловлено объективным характером развития социума, его эволюцией в направлении информационного общества, ростом объема информации и другими причинами.

    1. Состав электронной библиотеки

Электронная библиотека - информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети.

В составе электронной библиотеки можно выделить три блока:

Сервер связи, обеспечивающий доступ к программно-информационному комплексу электронной библиотеки;

Информационный сервер - информационно-поисковая система, обеспечивающая доступ к информационным ресурсам электронной библиотеки;

Сервер управления доступом пользователей библиотеки к информационным ресурсам.
Сервер связи обеспечивает сетевое взаимодействие клиентской
программы с программным обеспечением информационного сервера.
Информационный сервер – это хранилище данных, представляющих

коллекции разнородных логически или физически взаимосвязанных баз данных (образующих компоненты трехуровневой модели электронной библиотеки), доступ к которым
обеспечивается средствами информационно – поисковой системы. При этом поисковые и информационные компоненты, традиционно реализованы в виде структурированных баз данных, в то время как компоненты уровня первичной информации могут быть представлены полнотекстовыми базами данных, так и коллекциями файлов, каждый из которых хранит чаще всего образ в том или ином графическом или печатном формате.

Сервер управления доступом к информационным ресурсам, реализующий
ограничения доступа к компонентам электронной библиотеки, является
специализированной системой, обеспечивающей поддержку поискового процесса, а также возможности административного учета и управления доступом на уровне отдельного пользователя к отдельному информационному и функциональному ресурсу. Реализуется в виде специализированных баз данных, в том числе:

Каталога информационных ресурсов, хранящего сведения о локализованных и ассоциированных ресурсах;

Каталога пользователей, хранящего учетные данные о каждом пользователе и список доступных ему информационных ресурсов;

Технологические базы данных сеансов, содержащей информацию о текущем состоянии каждой поисковой сессии;

Базы данных учетно-статистической информации об использовании
ресурсов.
Такие средства позволяют создавать каталоги доступных ресурсов для каждого отдельного пользователя, защищая определенные базы или массивы библиотеки от несанкционированного обращения. Кроме того, можно запретить доступ в случае, если физический адрес отправителя запроса отличается от адреса, зафиксированного в каталоге. Таким образом, сервер поддерживает уровень поисковой сессии как последовательность сеансов – операций, осуществляемых пользователем в среде информационно – поисковой системы электронной библиотеки. Такими операциями могут быть:

Выбор формата представления (схемы);

Установление параметров поиска, предпочтительных для данного пользователя;

Составление запроса;

Осуществление поиска;

Просмотр результатов;
- навигация в протоколе;

Завершение работы и т.д. (необязательно именно в такой последовательности – например, просмотрев результаты поиска, можно провести новый поиск).

При этом будем считать, что поисковый сеанс – это одна операция выполняемая в рамках одной транзакции – физического сетевого соединения, т.е. поисковая сессия – это последовательность функционально связанных поисковых сеансов, направленная на получение логически целостного результата. Сессионный уровень в рамках сеансового протокола реализуется с помощью специализированной базы данных сеанса, в которую заносятся параметры всех операций поиска: какие установлены базы, схемы просмотра и параметры поиска (тип поиска, объём выдачи, способ сортировки результата, способ отображения найденных документов, четкий/нечеткий поиск, с маскированием или нет), каков механизм поиска, сколько документов найдено. Каждому сеансу присваивается уникальный идентификатор, с которым все функциональные запросы и их параметры заносятся в базу данных сеанса. Идентификатор сеанса также заносится в регистрационную базу, и при следующем посещении пользователем электронной библиотеки, после осуществления аутентификации, по этому идентификатору можно восстановить продолжить поисковую сессию. К тому же, пользователь имеет возможность сохранить свой запрос с тем, чтобы воспользоваться им в дальнейшем, т.е поисковая сессия реализуется как последовательность поисковых сеансов, где каждый последующий сеанс использует параметры предыдущего.
Вывод: В составе электронной библиотеки можно выделить три блока,
обеспечивающих доступ, поиск и управление информационными ресурсами.

1.3. Особенности работы с электронными библиотеками

Итак, электронные библиотеки - это сайты, на которых собраны электронные версии текстов - литературных произведений, искусствоведческой, мемуарной, научной и другой литературы.

Рассмотрим формы работы с данными библиотеками. Но сначала рассмотрим некоторые из библиотек.

Старейшая из существующих сегодня сетевых библиотек Рунета - библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru/). Она была открыта в 1994 году и постоянно пополняется читателями. Конечно, это не самая крупная библиотека. Она несопоставимо меньше современных крупных городских или федеральных библиотек. Но при этом, для школьного образования у неё огромный объем, который, естественно, значительно превышает возможности школьных и личных библиотек. При этом библиотека Максима Мошкова - это лишь одна из десятков и сотен существующих в Рунете.

Что можно найти в библиотеке Мошкова? Например, в разделе «Русская классика» содержатся ссылки на полнотекстовые произведения более 200 авторов - от классических текстов Пушкина, Тургенева и Толстого до малоизвестных, например Дмитрия Ознобишина, Александра Шаховского и др. Не менее объемно выглядит и раздел поэзии с почти 250 именами русских и зарубежных поэтов.

Принцип поиска в этой библиотеке достаточно прост. В верхней части любой страницы можно увидеть форму поиска. Набрав в этом поле фамилию автора (например, Чехов) и нажав кнопку «Search», получаем результаты поиска.

Другая масштабная библиотека - «Библиотека Альдебаран» (http://lib.aldebaran.ru/) - содержит книги различных жанров: фантастику, детективы, приключенческую и детскую литературу, старинные книги. Структура этой библиотеки несколько иная. Во-первых, есть рубрикация по жанрам. Во-вторых, параллельно с этим принципом реализована рубрикация, основанная на литерном доступе (А, Б, В, Г… и A, B, C, D…) - по именам авторов. Кроме того, в нижней строке дается перечень последних поступлений в библиотеку (Новые книги), список книг, электронные варианты которых обновлены, исправлены, дополнены (Обновленные книги). Тут же отзывы читателей о прочитанном: форма для комментирования есть под каждым размещенным текстом (Рецензии), формы обратной связи (Гостевая и Форум). Все это делает библиотеку интересной и удобной для использования.

Продолжать описание существующих библиотек не стоит: они структурированы практически одинаково и отличаются лишь перечнем авторов (и то не всегда) и объемом материалов.

Однако имеет смысл сказать о примерной структуре современной электронной библиотеки.

Что можно сегодня найти в электронных библиотеках, кроме текстов? Обратимся к некоммерческой электронной библиотеке Im Werden (http://imwerden.de/). Мюнхенским любителем словесности Андреем Перенским здесь собрано множество интереснейших материалов, часть из которых уникальна. В левой части страницы сайта мы видим рубрикатор, где среди размещенных текстов (древнерусская литература, русская литература XVIII века, XIX века, XX века, современная литература) можно найти редкие материалы. В рубрике «Читает автор», например, размещены 104 музыкальных фрагмента с записями авторского чтения. Если голоса Ахматовой, Чуковского, Бродского, Окуджавы, Городницкого, Битова сегодня еще можно услышать из разных источников, то голоса Зощенко (единственная из сохранившихся записей), Андреева, Брюсова, Бунина, Волошина, Гумилева, Есенина, Мандельштама, Маяковского - это раритетные записи. Не меньший интерес представляет раздел «Документальное видео», где можно найти видеозаписи с Бродским, Ахматовой, Есениным, Заболоцким, Пастернаком, Тарковским. Излишне говорить о значимости этих материалов для практики учителя-словесника. В этой же библиотеке можно обнаружить работы по языкознанию, философии, психологии, педагогике, книги издательства «Academia» выпуска 30-х годов XX века.

При всем богатстве представленных в различных сетевых библиотеках источников, действительной проблемой оказываются точность и достоверность размещенных в электронных библиотеках текстов. Так сложилось, что на ранних этапах развития Интернета (да и сейчас во многом тоже) электронные библиотеки собирались энтузиастами, людьми, не имеющими профессиональных навыков в библиографической или филологической областях. Следовательно, вопросы достоверности, идентичности представленного текста оказывались во многом вторичны. Поэтому можно встретить неправильное форматирование, опечатки, фрагменты текста, представляемые как тексты целые. К сожалению, большинство современных электронных библиотек - источники недостаточно достоверные.

Кроме базового поиска, интересными особенностями электронных библиотек являются следующие возможности:

возможность поиска книг внутри конкретной библиотеки;

возможность поиска книг по нескольким библиотекам;

возможность подписки пользователей на обновления специфических книг в электронной библиотеке;

возможность поиска, как отдельных слов, так и точных фраз.

Вывод: Электронная библиотека – это огромный и удобный каталог книг, предназначенный для библиографического поиска, а так же поисковая система в области электронных книг.

Глава 2. Перспективы и проблемы создания электронных библиотек

2.1. Перспективы создания электронных библиотек

Насущность создания электронных библиотек обусловливается несколькими факторами, среди которых: стремительное развитие информационно-телекоммуникационных технологий, увеличение количества документов, существующих только в электронной форме, увеличение потребности граждан в удаленном доступе к информации, все увеличивающаяся привычка, прежде всего научных работников и учащихся, работать только с электронными вариантами документов и, наконец, стремление самих библиотек предоставить своим пользователям информационные услуги повышенного качества. Электронные массивы информации сегодня становятся одним из важнейших компонентов библиотечно-информационной системы.

Обзор существующих электронных библиотек, доступных в Интернет позволяет сделать некоторые выводы о тенденциях развития этого направления в сфере библиотечной деятельности.

Наиболее эффективной является консорциумная модель создания электронной библиотеки: в качестве примера можно привести опыт Российского Федерального агентства по науке и инновациям - Научная электронная библиотека, в которой собирается и обрабатывается полная библиографическая информация о журнальных статьях, аннотации и списки цитируемой в статьях литературы. Успешно развивается такой вид электронных библиотек, как открытые архивы: архив научной информации ArXiv, предоставляющий открытый доступ к 426 000 электронных изданий по физике, математике, компьютерным наукам и биологии; проект Корнельского университета (США), предлагающий систему архивирования и обмена препринтами (); проект Dspace - система открытого доступа к научной информации, разработанная Библиотекой MIT и корпорацией HewlettPackard (). Эта база данных предоставляет бесплатный доступ к электронным документам следующих типов: статьи и препринты, технические отчеты, труды конференций, диссертации, учебные и образовательные материалы, статистические данные и др. Примером мощного электронного продукта является электронный фонд Национальной библиотеки Украины им. Вернадского ().

Заслуживают внимания и проекты создания электронных библиотечных книг, представляющих историческую ценность: Электронная коллекция старопечатных изданий OldPrintedBooks Научной библиотеки им. Максимовича КНУ им.Шевченко (), обеспечивающая отображение коллекции старопечатных изданий в графических форматах с реализованным поиском в базе данных библиографических описаний.

Характерной чертой последних лет стало пристальное внимание гигантов IT-индустрии к библиотечным коллекциям, и в какой-то степени библиотекам не стоит пытаться конкурировать с ними, а целесообразнее просто присоединяться. Крупнейшие библиотеки мира уже двигаются в этом направлении, присоединившись к глобальному проекту GoogleBookSearch (). Лидер поисковых технологий в Интернет компания Google все больше становится известной в мире как генератор электронных ресурсов. Создание службы «Поиск книг», стартовавший в 2004 году является одним из наиболее успешных инновационных проектов в глобальной сети. Программа «Библиотечный проект», реализованная компанией в рамках этого проекта, позволяет библиотекам раскрыть содержание своих фондов в Интернет. Крупнейшие библиотеки мира, подключившиеся к проекту, уже передают свои книги на оцифровку и разрешают предоставить доступ к ним всем пользователям Сети. При этом, если книга не попадает под закон об авторском праве – она показывается полностью, а если попадает – пользователь может увидеть в сети ее название, авторов, 2-3 отрывка и информацию о библиотеке, в которой пользователь может ее получить. Связь с издателями и авторами поддерживается постоянно и регулирование отношений с ними лежит в плоскости международного законодательства и законодательства стран-участниц проекта.

Нужно сказать, что пусть и не богатый, но уже существенный опыт в создании электронных коллекций помог библиотекарям достаточно ясно усвоить три главные вещи:

1) электронная библиотека является одним из видов информационных технологий, а вовсе не заменяет библиотеки традиционные;

2) оцифровывать ресурсы надо в соответствии с нормами законодательства, не допускать нарушения авторского права и посягать на интеллектуальную собственность;

3) оцифровкой надо заниматься самостоятельно, если это нужно и есть ресурсы, а можно воспользоваться услугами других исполнителей.

Вывод: При максимальном использовании всех достижений научно-технического прогресса и стремительном развитии электронно-цифровых технологий неизбежно развитие электронных библиотек, их доминирование и замена печатных коллекций.

2.2. Проблемы создания электронных библиотек

Двигаясь в направлении создания электронных библиотек, мы должны четко представлять проблемы, которые неизбежно возникают, и попытаться найти пути их решения. Итак, среди основных проблем, которые возникают при создании электронной библиотеки любого уровня – локальной или корпоративной, закрытой или общедоступной, можно назвать:

1) материальную

3) проблему поиска

4) проблему хранения

5) проблему управления

6) проблему легитимности

Не будем останавливаться на первой проблеме, не смотря на то, что она наиболее актуальна в наше время. Однако, рассчитать и определить материальные затраты представляется все же мало сложной задачей. Куда большие сложности могут возникнуть в других направлениях, некоторые из которых мы и рассмотрим.

Содержательная функция . Решая создавать электронную коллекцию, библиотека должна четко определить аудиторию, для которой она будет создаваться, и в зависимости от этого, решать какие ресурсы будут помещаться в библиотеку и каким способом. Будут ли в коллекции документы, попадающие под защиту авторского права, или нет, будут ли они оцифровываться или заимствоваться из уже готовых электронных массивов. Будет ли эта коллекция общедоступной, с ограниченным доступом, либо предоставлять распределенный доступ к ресурсам.

Функция организации информации в электронной коллекции - одна из ключевых. В этом вопросе библиотеке необходимо, прежде всего, определиться с унификацией форматов хранения информации, создания системы индексации, классификации или описания ресурсов, без которых невозможен будет дальнейший поиск в коллекции. А реализация удобной пользовательской среды, в том числе с помощью программных средств – залог успеха функционирования любой электронной библиотеки.

Поисковый аспект. Для организации поиска в электронной коллекции мы должны обеспечить удобные пользовательские инструменты: поиск в пределах одной коллекции, поиск в пределах определенной тематической области, распределенный поиск во всех коллекциях и т.п. Давайте не забывать, что чем больше возможностей мы предоставим пользователям – тем успешнее будет функционирование нашей электронной библиотеки. Выбирая и создавая информационную среду, мы, в первую очередь просто обязаны обеспечить пользователю стандартные поисковые возможности: индексация, классификация, регистр, поиск фразы, сравнение результатов с поисковым запросом, логический поиск, сортировка по релевантности.

Проблемы хранения . С ними библиотека столкнется если не в начале пути создания коллекции, то через некоторое время – неизбежно. И здесь мы должны осознавать не только и не столько сложность обеспечения сохранности файлов, сколько возможности их длительного использования в условиях стремительно развивающихся технологий. При выборе форматов файлов необходимо ориентироваться на стандартные форматы, поддерживаемые всеми средствами, которые сегодня используются в информационных учреждениях, и развитие которых можно спрогнозировать в дальнейшем. Еще в самом начале пути библиотека должна задуматься: сколько времени хранить те или иные ресурсы, исходя из их предназначения, стоит ли хранить какую-то часть информации вечно, учитывая тот факт, что электронные массивы имеют свойство стремительно наращивать объем.

И, наконец, проблема правового регулирования электронной библиотекой, которая является существенной. Сотрудничество между участниками проекта (а участников всегда будет больше, чем один, даже если мы рассматриваем создание электронной коллекции в отдельно взятой библиотеке, поскольку участниками проекта автоматически становятся авторы публикаций, издатели и пользователи) должно закрепляться и регулироваться определенными правовыми актами: положениями, соглашениями, договорами. И, что самое главное – обеспечивать защиту интеллектуальной собственности. Открещиваться от этой проблемы нельзя, и поэтому схема взаимоотношений «Автор – Библиотека – Пользователь» должна быть выстроена еще в начале создания коллекции, во избежание последующих проблем.

Вывод: Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать основные проблемы и моменты, на которых должна сконцентрироваться библиотека при создании электронной коллекции и четко представлять себе, что в создании электронной коллекции должны быть задействованы и люди, и определенные механизмы, обеспечивающие юридическую сторону существования электронной библиотеки.

Заключение

Перед библиотеками XXI в. ставятся всё более сложные задачи, решение которых обусловливает кардинальное изменение не только методов работы, но и самой формы их бытования. Стремительно меняющийся мир информационных технологий воздействует практически на все области библиотечной работы, побуждая библиотекарей внедрять новые информационные технологии и программно-технические средства, для решения библиотечно-библиографических и информационных задач, нацеленных на удовлетворение практически любых информационных потребностей пользователей.

Данное обстоятельство и стимулировало появление электронных библиотек, кооперирующихся ныне в территориальные и иные образования, формирующих информационное пространство, способствующее, в конечном счёте, созданию единой электронной информационной среды. Деятельность электронных библиотек нацелена на совершенствование библиотечно-информационного обслуживания. Несомненно, и то, что электронные библиотеки будут развиваться и совершенствоваться. Более того, в дальнейшем электронные библиотеки превратятся в «общественные центры информационного общества». Создание крупных и доступных национальных электронных библиотек способствует более эффективному использованию информации, что в дальнейшем положительно отразится на уровне развития науки и техники, культуры и позволит улучшать систему образования. Электронные библиотеки, предоставляющие возможность работы с современными электронными образовательными ресурсами в режиме свободного доступа, будут способствовать повышению эффективности и качества профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

    Вершинин М.И. Электронный каталог: проблемы и решения: учеб.-практ. пособие - СПб.: Профессия, 2007. - 232 с.

    Паршукова Г.Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.-метод. Пособие - СПб.: Профессия, 2006. - 224 с.

    Пилко И.С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие - СПб.: Профессия, 2008. - 342 с.

    Качанова Е.Ю. Инновации в библиотеках: науч. ред. В.А. Минкина -СПб.: Профессия, 2003. – 318 с.

    Гусев В.С. Аналитика веб-сайтов. Использование аналитических инструментов для продвижения в Интернет. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. – 176 с.

    Брежнева В.В. Информационное обслуживание: учеб. пособие - СПб.: Профессия, 2012. – 368 с.

    Захарчук Т.В. Информационные ресурсы для библиотек: учеб. практ. пособие - СПб.: Профессия, 2011. – 128 с.

    Шрайберг Я.Л. Роль библиотек в обеспечении доступа к информации и знаниям в информационном веке: Ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2007. – Судак, М., 2007. – 47 с.

    Анохин С.Ю. Электронные библиотеки // Журнал «Народное образование» № 2 (1355), 2006. - С.35-39.

    Тонеев Ф. В ожидании творца. Любите электронную книгу - источник знаний // Учительская газета. - 2009. - №49.

    Костенко Л. Нові інформаційні технології електронних бібліотек // Бібліотечний вісник. – 2005. - №6. – С. 25-28

    Краснова Т.В. Концепция электронной библиотеки (Управление библиотекой) // Б-ки учеб. заведений. - 2005. - № 14. - С. 17-24

    Моисеева С. Электронные коллекции документов в областных библиотеках Украины – перспективы развития // Бібліотечний форум України. – 2007.- №3. – С. 18-20

    Пашкова В. Нові проекти: інформаційна грамотність, електронні бібліотеки, розвиток книжкових колекцій // Бібліотечна планета. – 2006. - №2. – С.23

    Степанов В.К. Формирование цифровых коллекций в традиционных библиотеках // Научные и технические библиотеки. – 2007. - №2. – 89-94

    Российский научный электронный журнал «Электронные библиотеки» // Том 3. - Выпуск 3. - 2005.

О книгах нового поколения и электронных книгах в частности. Еще один поток сознания.

Понятно, что свои домашние библиотеки мы можем пополнять какими угодно (законными) способами и какими угодно книгами (я сейчас говорю о формате).
А вот как с электронными книгами обстоят дела в библиотеках?
Хочу заметить, что все что я сейчас напишу, отражает сугубо мою личную точку зрения.
Естественно, современная библиотека должна отвечать всем потребностям современных пользователей. Об этом даже я уже говорила много раз (кажется, ).
Студенты (а это основные наши читатели) все-таки предпочитают информацию в электронном виде, так как ее не нужно переписывать или перепечатывать. Даже читать внимательно не надо — поиск по точной фразе поможет найти нужные абзацы и мысли. Чем больше электронных книг в библиотеке тем, я считаю, лучше. Ведь к электронной книге одновременно может иметь доступ несколько читателей (хотя это уже зависит от политики издательства). Электронные книги экономят библиотечное пространство. Диск занимает гораздо меньше места, чем книга. А на одном диске может храниться несколько книг. Или, например, архив какого-то журнала за несколько лет.
Электронные книги, а в особенности справочные издания, экономят время библиотекарей при выполнении различных запросов (от Когда родился Тамерлан? до Что такое «аппаратные ресурсы маршрутизатора»?)

То есть, если вы планируете комплектовать свой библиотечный фонд электронными изданиями, то вы должны предоставить читателям возможность ими воспользоваться. В библиотеке в первую очередь должны быть компьютеры, достаточно современные для того, чтобы «переварить» вставленные в них диски, или доступ в интернет должен быть таким, чтобы читаемая книга открывалась без раздражающих многоминутных задержек (навеяло: сегодня успокаивала читателя, и волею судьбы, моего бывшего ученика, потому что нужная мальчику страничка загружалась минут 10) . Согласитесь, медленный интернет раздражает даже если вы никуда не торопитесь и сидите дома с чашкой вкусного чая. Еще помимо хороших компьютеров и быстрого интернета, у вас должны быть продвинутые сотрудники. Ведь очень часто, чтобы просмотреть диск, необходимо разобраться в настройках, установить какие-либо вспомогательные программки (для чтения, поиска, просмотра картинок и т.д.). А читатель (это опять же мое личное мнение) не обязан быть продвинутым пользователем и щелкать такие проблемы, как орешки. Это обязанности библиотекаря — сделать так, чтобы читатель смог получить нужную ему информацию.

Но, одно большое но — это законы об авторском праве и т.п. (в чем я еще не сильна, но активно изучаю). Если, например, в библиотеке есть в электронном виде на диске определенная книга. Можно ли выдавать ее читателям на дом? Ведь у нас нет уверенности, что читатель ее не скопирует и не выложит в свободный доступ? Если библиотека создает цифровую копию книги (как, например, наша библиотека создает цифровые коллекции по различным курсам), то имеет ли она право предоставлять к ней открытый доступ всем желающим? И в

Электронные библиотеки

Под электронной мы понимаем библиотеку, обладающую крупной распределенной коллекцией документов в электронной форме, доступной через сети передачи данных. Идея электронной библиотеки работает сегодня в отдельных зарубежных университетских библиотеках. В России же началась деятельность по созданию национальной электронной библиотеки РГБ в рамках специального проекта ее модернизации, осуществляемого при содействии ЮНЕСКО. Определенные шаги в этом направлении делают сегодня университетские библиотеки России и стран СНГ.

Электронная библиотека -- информационная система, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.). локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. Электронная библиотека -- не только организатор доступа к удаленным ресурсам, но и производитель своих собственных ресурсов, предоставляемых в пользование широкой публике: конвертированных материалов из печатного фонда, электронных версий собственных публикаций, «гостевых материалов» (например, совместные работы ГПНТБ России и Университетской технической библиотеки г. Ганновера, Германия). Электронная библиотека -- это локальные или распределенные электронные ресурсы, объединенные единой идеологией структуризации и доступа. Как отмечает А. И. Земсков в учебном пособии , создание, функционирование и развитие электронных библиотек определяется; во-первых, внешними по отношению к самим библиотекам факторами -- наличием общедоступных компьютерных и коммуникационных технологий; во-вторых, развитием библиотечно-информационных технологий с учетом уровня развития общества, в первую очередь экономики и высоких технологий.

Цели создания электронных библиотек

1. Обеспечение сохранности печатного материала, е первую очередь редких и ценных документов; придание новых свойств печатным и рукописным материалам.

2. Создание условий для большей доступности содержания печатного материала; повышение качества информационного обслуживания, расширение номенклатуры информационных видов и тематики, увеличение количества пользователей при переходе к электронным ресурсам за счет предоставления в доступ текстовой информации, изображений и любых других видов мультимедийной информации .

Основные задачи электронных библиотек -- интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них. К основным особенностям электронных библиотек следует отнести:

* профильность хранимой информации, то есть наличие определенной концепции формирования информационного пространства, доступного пользователю, и политика ее реализации;

* инвентаризацию, в частности каталогизацию (в самом широком смысле), объектов и различных их объединений, образующих это информационное пространство.

На концепцию электронных библиотек, а также на их программное Обеспечение существенное влияние оказывают требования, связанные предоставлением и возможностью использования информации.

Преимущества электронных библиотек рассмотрим на примере Фундаментальной библиотеки Российского педагогического университета имени А. и. Герцена в Санкт-Петербурге:

* оперативность -- если нашел книгу с файлом, достаточно нажать «горячую клавишу», и полный текст появится на экране;

* единая точка доступа -- нет необходимости бегать от алфавитного каталога к картотеке статей, от зала одних изданий к залу других;

* эффективная защита -- библиотеки и читатели защищены от сетований на вырванные страницы или потрепанные края страниц или на то что книга оставлена читателем в троллейбусе, а значит, для фонда утеряна безвозвратно;

* доступность недоступного -- становятся доступными для значительного большего числа пользователей документы, имеющиеся в библиотеке в ограниченном количестве или в единственном экземпляре;

* не просто чтение -- появляется возможность редактировать, соединять, добавлять, вводить подразделы, перестраивать и т. д., и в то же время электронный документ может быть абсолютно защищен от любого внешнего воздействия, кроме простого чтения с экрана;

* оперативный расширенный поиск -- возможно быстрое и качественное сканирование (отыскание) имен, определенных слов или фраз в большом документе;

* удобство хранения -- сохранение фондов литературы в машиночитаемой форме существенно более экономно и удобно, нежели в традиционных хранилищах (отсюда экономия площадей и помещений библиотек);

* всегда рядом -- пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения, своего или библиотеки; таким образом, читатель может стать удаленным пользователем библиотеки. Кроме того, это способствует развитию дистанционного образования, а также отвечает другим задачам современного образовательного процесса.

Электронная библиотека может быть частью корпоративной электронной библиотеки. Библиографическая запись, созданная одной библиотекой, становится доступной с помощью протокола Z39.50 через сводный каталог, например, АРБИКОН:

Электронная библиотека осуществляет обслуживание различными по доступности видами машиночитаемых ресурсов.

1. Ресурсы, находящиеся в собственности библиотеки и размещенные на ее серверах или в ее помещениях. Их селекция осуществляется аналогично селекции печатных материалов, а библиографические описания включены, как правило, либо в отдельный каталог, либо в общий каталог библиотеки, либо в оба.

2. Удаленные ресурсы, расположенные на серверах поставщиков информации, доступ к которым лицензирован (оплачен). Следует составить списки подобных материалов, чтобы обеспечить рекламу, интенсивное использование и контроль за использованием, а также, при длительной лицензии включать их библиографические описания в электронный каталог с указанием мест хранения документов.

3. Удаленные ресурсы, рассмотренные, оцененные сотрудниками данной электронной библиотеки. Библиотека рекомендует эти ресурсы. Ее участие может также заключаться в организации удобного доступа к ним, например, через создание единого интерфейса.

4. Все остальные удаленные ресурсы. Доступ к ним -- дело свободного выбора и навыков пользователя. Библиотекарь электронной библиотеки должен уметь оказать помощь в проведении тематического поиска.

Электронная библиотека работает не только с имеющимся электронам ресурсом (локальным или удаленным), но может широко используют технологию «конверсии по заказу» имеющегося печатного материала электронный формат и дальнейшее обслуживание пользователя электронным ресурсом.

Приоритетное значение для понимания функций электронных библиотек имеет возможность обслужить электронным ресурсом локального или удаленного пользователя, удовлетворить его потребности. Для электронах библиотек характерно наличие полнотекстовых документов -- электронных книг, журналов, что отличает ее от огромных библиографических баз данных .

Виды электронных ресурсов

* Электронные ресурсы, не имеющие печатных аналогов (электронная почта, домашние страницы и другие материалы web-сайтов, дискуссионные группы в Интернете, некоторые научные, популярные журналы, базы данных, мультимедийные материалы, специфические виды рекламы, вирусы и т. п.).

* Электронные ресурсы, созданные для поддержки имеющихся печатных ресурсов, например, для обеспечения сохранности или расширения и улучшения обслуживания пользователей (в частности, организация мультидоступа для спрашиваемых изданий), и подлежащие долговременному хранению (электронные книги, цифровые версии печатных документов и т. п.)

* Электронные ресурсы, создаваемые на короткий срок в технологических целях на основе печатных ресурсов и не предназначенные для долговременного хранения или подлежащие уничтожению после однократного пользования (копии материалов, используемые в системе МБА и доставки документов в библиотеках, электронные справки, квитанции, системы перекрестных ссылок и т. д.)

Виды электронных ресурсов по общественному назначению: научные, образовательные, библиотечные и развлекательные материалы, художественная и научно-техническая информация, СМИ (новости, ТВ), объявления, реклама, пропаганда, электронная коммерция, производственная, технологическая и финансовая информация системы автоматизации экспериментов, проектных робот производства, другое.

Виды электронных ресурсов по степени доступности, бесплатные, условно бесплатные, платные, закрытые для публичного доступа, в том числе закрытая и/или конфиденциальная информация, финансовые и налоговые сведения, частная жизнь .

Метаданные -- информация об информации, описание электронных ресурсов согласно общепринятым рекомендациям. Наиболее распространенным среди них является протокол Dublin Core (Дублинское ядро).

Услуги и продукты на основе электронных ресурсов -- базы данных оглавлений (таблицы, содержания) научных журналов; службы агрегирования, обеспечивающие единую отправную точку, единый пароль и адресацию в сети; возможность присоединять собственные продукты и базы данных (данные из электронного каталога библиотеки, библиографические БД и т. п.); система ссылок, допускающая многовариантный вход пользователя в систему (из баз данных) с переходом в основную БД через название журнала, определенного номера, выпуска или отдельной статьи.

Существует весьма сильная зависимость между уровнем развитие страны и возможностью реализации права на информацию. Мировой информационный рынок фактически монополизирован англоязычным СМИ. Однако организован бесплатный доступ к сайту государственно РИА «Новости» как попытка усилить позиции России на мировом рынке информации. Разработаны межведомственные программы "Электронные библиотеки России», «Электронная Россия 2002--2010 годы», «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» (1998--2001 годы). «Научная электронная библиотека РФФИ» приводится на сайте РФФИ: www.rfbr.ru. Международное взаимодействие в создании электронных библиотек отражает проект Европейского сообщества «Библиотека универсалис» (5, с. 85--87). В связи с этим заслуживает серьезного внимания книга А. И. Земскова и Я. Л. Шрайберга "Электронная информация и электронные ресурсы» .

В связи с созданием электронных библиотек возникают задачи подготовки библиотекарей и пользователей к работе в электронных библиотеках, обучения с помощью электронных библиотек, в том числе и дистанционное.

Усиливается роль электронных библиотек в модернизации образования. Отмечены изменения в системе высшего образования:

* количество студентов непрерывно растет;

* непрерывное образование самым тесным образом связано с методической необходимостью научить студента учиться самому;

* полученные знания быстро устаревают;

* ввиду разнообразия студенческих типов, приходится заниматься адаптацией под их нужды способов и методов обучения, готовить учебные материалы, соответствующие самым различным аудиториям; учебные материалы по курсу должны учитывать неодинаковую исходную подготовку студентами и знание ими базовых дисциплин;

* система образования постоянно ощущает нехватку средств, поэтому поиски наиболее эффективных экономных технологий обучения всегда актуальны;

* поведение студентов во всевозрастающей степени напоминает поведение покупателей, которые желают иметь возможность выбора учреждения, в котором они хотели бы учиться; это значит, что студенты вовсе не привязаны к единственному образовательному учреждению, как это было ранее;

* современная система образования дает очень большой отсев учащихся.

В вузовской библиотеке важное значение имеет формирование структуры и содержания ресурсного обеспечения образовательной среды. филиальной сети на основе электронной библиотеки вуза. Практические вопросы создания и использования библиотечно-информационных ресурсов управления ими, в контексте вузовской электронной библиотеки с разветвленной сетью филиалов, можно рассмотреть на примере опыта Центра информационных технологий Тюменского государственного университета, описанного в статье Т. Ю. Габдрахмановой . Электронная библиотека представляет собой разновидность информационной системы, отличающуюся широтой охвата пользовательской аудитории, интенсивностью движения фондов, повышенными требованиями к обработке и хранению разнородных электронных ресурсов. Помимо перечисленных особенностей, вузовская электронная библиотека должна учитывать сложную иерархию категорий читателей, тесную взаимосвязь с учебным процессом взаимодействие с другими подразделениями вуза и филиалами. В связи с этими положениями в Тюменском государственном университете принята к реализации единая система свободного доступа к информационным образовательным ресурсам для целевой аудитории образовательного процесса (студенты, преподаватели, научные работники, сотрудники).

Для вуза с разветвленной сетью филиалов первым существенным шагом в направлении создания информационной образовательной среды может стать проект, направленный на создание электронной библиотеки как основы базовой технологии открытого непрерывного образования. Традиционная вузовская библиотека выполняет задачи по удовлетворению потребностей учебного и научного процессов путем выдачи во временное пользование печатных материалов по требуемой тематике. Формирование информационно-образовательной среды классического университета предполагает изменение функций библиотеки -- превращение ее из хранилища книг в информационного провайдера, использующего новые компьютерные технологии для повышения качества и оперативности обслуживания всех категорий пользователей. В настоящее время под университетской библиотекой обычно понимается набор возможностей по использованию новых технологий обработки, хранения и поиска документов для образовательной и научной деятельности. Это представление об электронной библиотеке как наборе электронных документов и электронных каталогов основано на интуитивном понимании информационной системы как аппарата для поиска и манипуляций с данными традиционных типов (строки, числа). Развитие компьютерных технологий позволяет использовать для построения сложных информационных систем объективно-ориентированный подход, предполагающий, что в базе данных информационной системы хранится не только статистическая информация, но и объекты -- активные данные, свойства и методы которых позволяют эффективно решать те или иные пользовательские задачи.

Для информационной системы «Электронная библиотека вуза и филиалов» Тюменского государственного университета разработаны классы объектов, с помощью которых создан ряд подсистем.

Подсистема web-сайта Корпорации «головной вуз -- филиалы», которая включает следующие службы:

* служба электронного каталога -- обычного -- только поиск и расширенного, который включает авторизированный доступ, набор коммуникативных сервисов, личную папку заказов и возможность отслеживания их исполнения;

* служба поддержки комплектования библиотечного фонда на основе массива учебных планов, позволяющая совместно с филиалами разрабатывать и постоянно обновлять тематический план комплектования библиотеки;

I * служба поддержки системы электронной доставки документов -- единый сервис для сбора, обработки и формирования пакетов, которые доставляются оптимальным способом транспортировки;

* служба поддержки работы с базами данных по образовательном» тестированию;

* служба новостей электронной библиотеки;

* консалтинговая служба по отдельным темам, стандартам и технологиям.

Подсистема формирования цифровой коллекции, оцифровка редакционно-издательская подготовка, библиографическое описание размещение в базе данных, организация поиска и доступа.

Подсистема информационного взаимодействия, с внешними источниками на основе общепринятого стандарта -- протокола Z39.50.

Аппаратную поддержку распределенной университетской библиотеки осуществляет серверный центр, в структуру которого входят: сервер баз данных; центральный сервер приложений; внешняя дисковая подсистема хранения цифровых коллекций; обязательные серверы филиалов и лаборатория по созданию цифровых коллекций.

В совокупности предложенный подход к программно-аппаратному обеспечению электронных библиотек университетской филиальной сети позволяет построить информационных информационную систему, которая является базисом для эффективной организации образовательного процесса. Практическая реализация предлагаемой идеологии осуществляется в проекте «Электронная библиотека как основа корпоративного образовательного пространства вуза с разветвленной сетью филиалов».

Опыт создания электронной библиотеки в научной библиотеке МИФИ описан В. Золотаревой (7, С.35-37). Она отмечает, что быстрое и полное удовлетворение информационных запросов студентов, аспирантов и преподавателей, а также обеспечение свободного доступа к информации, решение вопросов интеграции информационных ресурсов, развитие дистанционного образования, безусловно, способствуют повышению уровня и качества учебно-научной деятельности университета. Проект «Электронная библиотека» предусматривает:

* автоматизацию всех основных библиотечных процессов, от заказа до поступления книг читателю, обмен информационными ресурсами;

* доступ к локальным и удаленным базам данных; организацию централизованного доступа к внутренним электронным ресурсам МИФИ и внешним мировым базам данных по научным направлениям института;

* получение реферативной и полнотекстовой информации в режиме он-лайн;

* формирование и хранение электронных фондов;

* замену традиционных каталогов электронными, обновление последних;

* штриховое кодирование фонда научного читального зала и научного абонемента;

* внедрение единого формата библиографической записи стандарта USMARC или Unicode (для обмена информацией);

* развитие новых форм методической и информационно-справочной деятельности для преподавания библиотечно-библиографических и информационных дисциплин студентам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Необходимость существования, критерии анализа и выбора электронных библиотек. Виды электронных библиотек - универсальные, электронные библиотеки периодических изданий и книг. Особенности распространения информационно-коммуникационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2013

    Характеристика общих вопросов организации электронных ресурсов. Принципы взаимодействия Интернет-ресурсов и процесса формирования каталогов электронных изданий. Анализ концепции построения электронных библиотек и организации информационных ресурсов в них.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2012

    Функциональное назначение информационных ресурсов. Использование push-технологий для распространении различного рода сведений среди пользователей Internet. Создание электронных библиотек даных и организация общих телеконференций во всемирной сети.

    презентация , добавлен 06.05.2011

    Понятие и виды электронных ресурсов муниципальных библиотек. Организация и использование электронных ресурсов в муниципальных библиотеках РФ. Анализ современного состояния и основные тенденции развития электронных ресурсов муниципальных библиотек.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2017

    Библиотека, обладающая крупной распределенной коллекцией документов в электронной форме, доступной через сети передачи данных. Основные задачи электронных библиотек. Цели создания и концепция электронных библиотек. Профильность хранимой информации.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2012

    История появления электронных книг, их виды, характеристика. Использование электронных книг в библиотеках, их достоинства и недостатки. Формирование электронных библиотек и коллекций. Критерии предоставления электронных книг пользователям, хранение фонда.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2017

    Становление системы электронных библиотек и соответствующих информационных инфраструктур в современной России. Проблемы создания электронных каталогов. Организация массива данных и разработка программного кода поисковой машины на языке JavaScript.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2012

В основе государственной и муниципальной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности населения к информации и культурным ценностям, которые накапливают и предоставляют населению библиотеки. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек одной из главных задач развития библиотек считает работу по преодолению «цифрового разрыва», который существует в обществе. Документ утверждает – «библиотеки должны стать электронным окном в информационный мир» для всех своих пользователей. В связи с этим информатизация библиотек предоставляет возможности для полноценной реализации права человека на информацию, внедрение информационных технологий рассматривается как одна из форм развития библиотечной деятельности, направленной на поддержку образовательной, культурной, информационной сфер жизни общества.

Одной из актуальных задач дальнейшего информационного развития библиотек и их включения в жизнь местного сообщества является реализация социально значимых проектов. В настоящее время библиотеки способны активно включиться в работу по формированию новой системы взаимоотношений граждан и органов власти – взаимодействию в электронной среде.

Использование в информационно-библиотечном обслуживании новых информационных технологий позволит населению города, в первую очередь социально незащищенным и малообеспеченным гражданам, не имеющим доступа к современным средствам коммуникации (отсутствие компьютера, Интернет-связи), воспользоваться современными услугами, предоставляемыми государственными и муниципальными структурами в электронном режиме. Особенно актуальной становится и проблема широкого просвещения населения в вопросах функционирования «Электронного правительства», навыков использования порталов государственных и муниципальных услуг, необходимости включения каждого в систему «Электронный гражданин».

В настоящий период в г. Ставрополе действует муниципальная Централизованная библиотечная система (МБУ СЦБС), сформированная в соответствии с потребностями населения и учетом местных условий и включающая 17 структурных подразделений. Услугами библиотек пользуются около 75 тыс. горожан. Универсальный фонд насчитывает более 760 тыс. единиц хранения, включая печатные издания, аудио- и видеоматериалы, компакт-диски. В современных условиях традиционные виды носителей информации (печатные) активно дополняются новыми – электронными документами. Все библиотеки МБУ СЦБС с 2012 г. пользуются ресурсами полнотекстовых электронных баз данных НЭБ-ридер и ЛитРес. Доступ к этим ресурсам возможен для пользователей библиотек только с использованием современных средств телекоммуникаций.

В центральной библиотеке на базе Публичного центра правовой информации предоставляется доступ к справочно-правовой системе «Консультант Плюс», другим правовым базам данных. В библиотеках-филиалах накоплен большой массив социально значимой информации по вопросам образования, здравоохранения, культурного развития и взаимодействия. В своей работе библиотеки активно сотрудничают с государственными, муниципальными, общественными организациями. Действующие в библиотеках клубы объединяют более 500 человек, среди которых дети и молодежь, пенсионеры и люди с ограниченными возможностями.

Реализованная в 2010-2011 гг. городская программа информатизации библиотек позволила значительно расширить возможности предоставления доступа населения к электронным информационным ресурсам. Компьютерный парк МБУ СЦБС составляют 102 машины, 25 из которых используются для самостоятельной работы пользователей библиотек. Все структурные подразделения имеют доступ в Интернет. Современную техническую базу библиотек дополняет копировальная техника и специализированное программное обеспечение.

Компьютеризация муниципальных библиотек имеет, как свои достижения, так и проблемы. Достижения МБУ СЦБС в области внедрения и освоения компьютерных технологий:

– Компьютеризированы все структурные подразделения МБУ СЦБС; в библиотеках-филиалах организовано не менее одного компьютерного рабочего места для пользователей;

– В 2008 году создан и успешно функционирует сайт МУ СЦБС , предлагающий удаленным пользователям информацию о ресурсах и услугах библиотек, собственные БД и документы;

– Ведется активное пополнение электронного каталога (на базе АИБС «Моя библиотека», Liber-Media), доступ к электронному каталогу осуществляется на сайте СЦБС;

– Автоматизация библиотечных процессов позволяет предоставлять спектр услуг в электронной форме:

Информировать о ресурсах и услугах библиотек на сайте (электронный каталог, виртуальные - выставки, актуальные обзоры и пр.),

Создавать собственные электронные продукты,

Вести оперативное индивидуальное и групповое информирование по электронной почте,

Консультировать пользователей по вопросам поиска информации в Интернет и др.;

– Демонстрационное оборудование (проекторы, большие телевизионные панели) позволяет вести широкую информационную и просветительскую работу по различным направлениям с широким применением электронных технологий.

Дальнейшее развитие современных форм работы с различными категориями населения на основе расширения новых видов услуг и использования электронных сервисов библиотек МБУ СЦБС возможно при решении ряда проблем:

– Для развития инфраструктуры доступа населения к электронным ресурсам необходима продуманная маркетинговая политика деятельности библиотеки, увеличение количества компьютерного оборудования, предоставляемого для самостоятельной работы пользователей, формирование комфортной библиотечной среды;

– Осуществление полноценного доступа к электронным ресурсам ограничивается низкой скоростью Интернет-трафика и отсутствием финансирования его оплаты;

– Расширение видов услуг, предоставляемых в электронной среде, делает необходимым повышение информационной и компьютерной грамотности библиотечных специалистов и пользователей библиотек.

Реализация предлагаемой программы позволит, как расширить возможности горожан в получении качественных информационно-библиотечных услуг, так и сформировать систему действенной помощи социально незащищенным слоям населения в доступе к информации и услугам, предоставляемых в электронном режиме.

Исходя из этого, приоритетными направлениями финансирования программы информационного развития библиотек города являются:

– организация компьютеризированных рабочих мест пользователей, включая приобретение дополнительного компьютерного оборудования, мебели и оплату подключений к Интернет;

– формирование полнотекстовых баз данных, ядром которых должны стать оцифрованные документы краеведческого, библиографического и методического характера;

– проведение мероприятий обучающего и консультативного характера для различных категорий населения в целях развития информационной грамотности;

– организация системы мероприятий по обобщению опыта взаимодействия органов власти и библиотек в области использования новых электронных сервисов и реализации просветительских проектов для населения.

Практическое решение обозначенных проблем возможно при условии приоритетного и реального финансирования и дальнейшего внедрения электронных технологий. Программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы позволит муниципальным библиотекам стать современными информационными центрами, способствующими развитию, как отдельной личности, так и социума в целом.

2. Основные цели, задачи

Целью данной Программы является расширение возможностей доступа населения к библиотечно-информационным услугам, предоставляемым в электронной форме.

– Включение библиотек МБУ СЦБС в процесс формирования муниципальной информационной системы по предоставлению населению услуг в электронной форме;

– Расширение спектра информационно-библиотечных услуг, оказываемых МБУ СЦБС с использованием новых информационных технологий, повышение качества услуг, комфортности информационного сервиса;

– Реализация проектов, направленных на повышение уровня информационной культуры жителей города, в первую очередь, социально незащищенных слоев населения, просвещение населения по вопросам взаимодействия в электронной среде.

3. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2013-2015 годы.

4. Система программных мероприятий

4.1. Организация общественного доступа населения к информации и услугам, предоставляемым в электронном виде.

Основные программные мероприятия:

– Расширение функций деятельности ПЦПИ в сфере накопления и предоставления правовой и социально значимой информации;

– Создание на базе библиотек-филиалов точек общественного доступа, увеличение рабочих мест пользователей для комфортного использования электронных ресурсов,

– подключение всех точек общественного доступа к услугам быстрой безлимитной Интернет-связи;

– установка на базе городских библиотек-филиалов информационных киосков, обеспечивающих прямой доступ населения к городским порталам, прежде всего социальной, образовательной и культурной направленности, городским информационным ресурсам, создаваемым в рамках программы «Электронное правительство»;

– оснащение библиотек специальной мебелью, выставочными стеллажами.

Реализация данных программных мероприятий позволит укрепить информационный и социальный статус библиотек, расширить возможности доступа населения к новым видам муниципальных услуг.

4.2. Расширение спектра информационно-библиотечных услуг.

– накопление социально значимой информации (по вопросам экологии, здравоохранения, образования, защиты прав потребителей и пр.) и организация доступа к ней путем создания электронных баз данных;

– организация предоставления доступа к полнотекстовым электронным базам данных и подписка на электронные версии наиболее популярных периодических изданий;

– организацию доступа населения к информации о ресурсах библиотек посредством электронного каталога (пополнение электронного каталога новыми записями, совершенствование организации и поисковых возможностей АИБС «Моя библиотека», организация доступа к электронному каталогу через сайт СЦБС);

– организацию интегрированного поиска по электронным каталогам российских библиотек, архивов, музеев и других учреждений, создание и поддержание удаленного доступа к официальным сайтам Президента Российской Федерации, Губернатора Ставропольского края и Главы г. Ставрополя, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и иных структур гражданского общества;

– размещение информационного баннера МБУ СЦБС на сайтах культурных и образовательных учреждений города;

Комплекс программных мероприятий позволит усилить информационную базу библиотек и расширить возможность предоставления доступа населения к электронным ресурсам.

4.3. Реализация проектов, направленных на просвещение населения и повышение информационной грамотности.

Основные программные мероприятия предусматривают:

– предоставление консультационной поддержки пользователям по работе с информационными ресурсами и программными средствами;

– организацию Школы информационного комфорта, ориентированной на различный уровень владения пользователями компьютерными, информационными и телекоммуникационными технологиями:

Образовательный комплекс для лиц пожилого возраста, малообеспеченных слоев населения «Электронный поворот»;

Образовательный комплекс для молодежи «Гражданин в пространстве Интернет»;

Образовательный комплекс для детей и родителей «Безопасный Интернет»;

– укомплектование библиотек-филиалов демонстрационным оборудованием для проведения консультационных и образовательных мероприятий;

– организацию «круглых столов», консультаций и деловых встреч с представителями органов власти по вопросам использования порталов муниципальной информации и регистрации «электронного гражданина».

Реализация данных программных мероприятий окажет активное содействие формированию информационных потребностей жителей города и удовлетворению этих потребностей посредством современных компьютерных технологий.

4.4. Организационная деятельность:

Основные программные мероприятия предусматривают:

– проведение консультационных и обучающих мероприятий для сотрудников библиотек по вопросам оказания новых информационных услуг с использованием телекоммуникационных технологий;

– заключение договорных соглашений о взаимодействии библиотек и структур органов власти, ответственных за работу портала муниципальной информации;

7. Оценка эффективности реализации Программы.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать позитивным изменениям в библиотечно-информационном обслуживании населения города Ставрополя и обеспечит:

– утверждение муниципальных библиотек как социально ориентированных информационных центров, составляющих основу культурной и информационной жизни города;

– развитие современных форм работы с различными категориями населения на основе расширения видов услуг;

– привлечение новых пользователей в библиотеки города;

увеличение количества горожан, обращающихся за информацией, в том числе муниципальной, предоставляемой в электронном виде.

Успешная реализация данной программы позволит МБУ СЦБС стать площадкой передового опыта в вопросах организации работы общественных точек доступа населения к информации и услугам, предоставляемым в электронном виде, поднять свой статус в библиотечном и местном сообществе.

Предлагаемые целевые индикаторы:

1. Увеличение автоматизированных рабочих мест для пользователей библиотек.

2. Формирование современного внешнего и внутреннего облика библиотек, увеличение популярности библиотечных услуг у населения.

3. Увеличение числа услуг, оказываемых с применением электронных технологий.

4. Создание собственных баз данных (библиографических, полнотекстовых), формирование собственных электронных коллекций.

5. Увеличение количества пользователей библиотек, имеющих навыки использования ИКТ в повседневной деятельности.


Close